Даосская  медитация – это  не просто метод достижения здоровья и долголетия, а в первую очередь инструмент, предназначенный для того, чтобы привести практикующего к единению с Дао. Долголетие и здоровье являются лишь побочными продуктами этого единения. Цель медитации на начальных этапах – очистить ум, свести к минимуму желания, создать эмоциональное равновесие и наладить циркуляцию внутренней энергии.  В современную эпоху практикуются двенадцать видов даосской медитации.

Метод внутреннего созерцания

Зародился при династии Тан. Похож на медитацию Випассана (буддийское влияние). Сначала практикующий наблюдает за тем, как в его сознании возникают и исчезают мысли, эмоции, ощущения. Приходит к пониманию того, что причиной их существования, а также порождаемых ими проблем является деятельность ума. Если ум успокоится, исчезнут и проблемы.

Следующий шаг в этой медитации – научиться пресекать мысли, эмоции и ощущения еще до их возникновения. Когда поток мыслей, эмоций и ощущений остановлен, ум становится спокойным. В покое он делается ясным, и это проявление сияния дао внутри человека. Метод внутреннего созерцания не требует сосредоточения на чем-либо во время медитации. При этом методе не применяются мантры и визуализация. Ум опустошается благодаря бдительному  вниманию к деятельности ума. Такой медитацией можно заниматься, сидя на стуле, во время ходьбы или стоя на месте. В наши дни к этому стилю медитации прибегают многие люди, как даосы, так и не даосы, у которых нет времени или желания заниматься более сложными и трудоемкими видами даосской медитации.

Метод концентрации на центре

Этот метод иногда называют центрированием. При этой медитации практикующий постепенно отвлекает свое внимание от окружающего мира, пока не перестает замечать внешние звуки, зрительные образы и события. Когда причины, порождающие мысли, эмоции и ощущения, перестают возбуждать ум, он успокаивается, и это позволяет начать центрирование. В отличие от метода внутреннего созерцания, этот стиль даосской медитации требует, чтобы практикующий сконцентрировался на нижнем или среднем даньтене (уровень пупка или солнечного сплетения). Это состояние, в котором интуитивно воспринимается равновесие, то есть средоточие (центр) природы вещей. Это равновесие и является дао. Этот метод не предполагает каких-то особых поз во время медитаций.

Метод «удержания Одного»

Суть этой медитации заключается в преодолении деления на «я» внешний мир, что и позволяет достичь целостности. Практикующий  должен   прежде  всего успокоить ум и тело, чтобы прекратить появление мыслей, эмоций и ощущений.  Когда успокоение достигнуто, появляется «ум дао». Ум дао – это сознание, которое исходит из дао и рассматривает все существующее как одно целое. Этот вид медитации популярен в школах, которые концентрируются в первую очередь на работе с сознанием. При такой медитации не нужно принимать какие-либо специальные позы, но во время практики тело и ум должны оставаться спокойными, потому что любое их движение разрушит переживание целостности. Тело должно быть расслабленным, но не расхлябанным, а кости скелета – крепкими. Лучшее положение  - сидя с вытянутым позвоночником.  На всем  продолжении  сеанса  положение  тела  сохраняется  неизменным.

Метод остановки мыслей и опустошения ума

Практикующий  сидит молча, освобождая  сознание от мыслей, желаний и эмоций.  Цель  данной медитации  заключается  в  том,  чтобы  полностью  отключить ум, не прибегая  к  таким вспомогательным  средствам, как  визуализация, мантры  и даже пассивное  созерцание. С точки зрения  человека, практикующего  этот  стиль  медитации,  любая  деятельность  ума,  пассивная  или активная,  является  разрушительной  работой  внутренних   чудовищ  и  других  вредоносных  сущностей.  Поэтому  для  того, чтобы  полностью  опустошить  свой  ум,  практикующий  должен  решительно  отсечь  все  без  исключения  привязанности.

Метод возвращения к истинному уму

В  этой  медитации  культивируется  подлинный  ум.  Это  ум  Дао, сознание,  которое  способно  непосредственно   прозревать  природу  Дао.  Его иногда  называют  «изначальным  умом». Этот  метод  возник  в  школе  Совершенной  истины.  Освободившись  от ига  аналитического    мышления  и  праздной  внутренней  болтовни,  человек  может  приступить  к  развитию  покоя  иного  рода. При  таком  покое  не  только  отсутствуют  мысли, но  в  уме  и  теле  также  начинает  развиваться  естественная  склонность  к  состоянию  покоя.  Это  развитие  отражается  в  повседневной  жизни:  внешние  события  уже  не  приводят  практикующего   в  волнение,  он теряет  желание возбуждать  органы  чувств  и  активизировать  ум. Практикующие  предпочитают сидеть,  скрестив  ноги  по-турецки  или  йоговской  позе  «полулотос».  Эту  медитацию  также  можно  практиковать,  сидя  на  стуле.

Метод концентрации на полостях

Практикующий  должен  отвлечь  внимание  от  внешнего  мира  и  сконцентрироваться  на  какой-нибудь  конкретной  полости  тела.  Концентрация  на  полостях  не  соотносится  с  центрированием  и  равновесием. Существуют  два  типа  концентрации.  Первый  предполагает  осознание  и  направление  внимания  на  конкретную  полость  тела.  Этот  тип  концентрации  используется   для  того,  чтобы  успокоить  эмоции,  остановить  поток  бессвязных  мыслей,  а  ощущения  свести  к  минимуму.  На  продвинутых  этапах  практикуется  концентрация  другого  рода,  при  которой,  практикующий  направляет  внутреннюю  энергию  в  определенную  зону  тела.  К  концентрации  энергии  в  том  или  ином  месте  прибегают,  чтобы  прочистить  непроходимый  участок  энергетического  канала  или  собрать  энергию  в  нижнем  даньтене  с  целью  ее  последующего  очищения  и  трансформации.  Полость,  на  которой  следует  концентрироваться,  избирается  в  зависимости   от  уровня  духовного  развития  человека  и  задач,  связанных  с  состоянием  его  здоровья.  Например,  на  начальных  этапах  практикующие  концентрируются   на  полости  под  названием  Врата жизни (мин-мень),  уровень поясницы. Центром  концентрации  может  быть  нижний,  средний, а  затем   и  верхний  дантены.  Адепты  школы  У  Лю,  считают  Врата  жизни  ключом  к  запуску  внутренне-алхимических  процессов.  Поскольку  метод  концентрации  на  полостях  предполагает  работу  с  внутренней  энергией,  то  прежде  чем  приступить  к  медитации,  практикующий  должен  подготовить  соответствующую  физическую  и  ментальную  основу. Это  расслабленное  тело, крепкий  позвоночник,   разработанные  суставы,  эластичные  сухожилия,  а  также  ум,  свободный  от  хаотичных  мыслей  и  желаний.  Практикующему  приходится  подолгу  сохранять  трудные  позы, чтобы  за  это  время  могли  завершиться  определенные  алхимические  процессы.  Новичков  этому  виду  медитации  не  обучают.

Метод визуализации духа Ложбины

При  этой  медитации  практикующий  представляет  определенный  образ,  а  затем  медленно  сливается  с  ним. Эта  техника  похожа  на  старинные  методы  визуализации  образов  охраняющих  божеств  и  духов,  существовавшие  в  школе  Шанцин.  Отличие  в  том,  что  здесь  визуализируются  не  божества,  а  такие  образы,  как  горы  Куньлунь  (чтобы  направить  энергию   по  позвоночнику),  Желтый  дворец  (чтобы  собрать  и  трансформировать  жизненную  энергию  в  среднем  даньтене),  Океан  энергии  «ци  хай»  (чтобы  зажечь  огонь  внутренней  энергии  в  нижнем  даньтене)  и,  наконец,  духа  Ложбины  (чтобы  собрать  и  трансформировать  духовную  энергию  в  верхнем  даньтене).  Визуализация  духа  Ложбины  -  высший  уровень  медитации  этого  типа.

Метод «опустошения ума и наполнения живота»

Опустошить  ум – значит  ослабить  огонь  желания,  а  наполнить  живот  -  значит  наполнить  брюшную  полость  энергией. В  целом  этот  процесс  называется  «погружением  огня  в  воду».  Ослабить  огонь  желания  -  значит  свести  к  минимуму  привязанность  к  любым  объектам,  будь  то  материальные  вещи, мысли  или  эмоции.  Наполнять  живот – значит  культивировать  и  сохранять  энергию  в  нижнем  даньтене.  Последнего  можно  достичь,  контролируя  дыхание,  поглощая  энергию  партнера  методами  сексуальной  алхимии  и  впитывая  тонкую  субстанцию  Солнца,  Луны  и  тумана.  Обычно  эту  форму  медитации  практикуют  в  сочетании  с  другими  техниками  и  под  руководством  опытного  наставника.

Метод объединения мысли и дыхания

Этот  метод  связан  с  техникой  дыхания  в  большей  степени, чем  все  остальные  виды  даосской  медитации.  На  начальных  этапах  практикующий  концентрируется  на  дыхательных  циклах, иногда  считая  их,  иногда просто  отслеживает  процесс  вдоха  и  выдоха.  Когда  концентрация  ума  достигнута  и  сознание  отрешилось  от  внешнего  мира,  характер  дыхания  начинает  меняться.  Дыхание  замедляется,  становясь  тихим  и  глубоким.  Это  называется  «зародышевым  дыханием»,  поскольку  напоминает  дыхание  эмбриона, находящегося  во  чреве  матери.  Когда  инь  разовьется  до  предела,  появляется  ян.  В  силу  этой  закономерности  ум,  достигнув  состояния  полного  покоя,  приходит  в  движение.  Это  движение  является  не  обычной  умственной  деятельностью,  направленной  на  объекты  внешнего  мира,  а  целенаправленным  устремлением.  Оно  называется  истинной  мыслью  (чжень  и)  и  способно  приводить  в  движение  внутреннюю  энергию.  Когда  мысль  движется,  энергия  циркулирует;  когда  она  успокоена,  энергия  накапливается  и  сохраняется.  Когда  даос  выходит  на  еще  более  продвинутый  уровень  развития,  исчезает  дуалистическое  разделение  между  практикующим  и  универсальной  энергией  самого  дао.  Когда  отсутствует  разделение  на  внешнее  и  внутреннее,  остается  лишь  единое  дыхание,  и  это  дыхание  является  Дыханием  дао,  источника  жизни.  Теперь  практикующий  дышит  не  только  ноздрями,  диафрагмой  и  даже  не  только  даньтенами;  все  его  тело  превращается  в  единое  дыхание,  которое  пульсирует  с  каждым  вдохом  и  выдохом,  когда  практикующий   превращается  в  Дыхание  дао.  Этот  метод  не  предполагает  активной  регуляции  дыхательных  движений.  Характер  дыхания  изменяется  вследствие  того,  что  у  человека  меняется  состояние  сознания.  Поэтому  можно  сказать,  что  этот  метод  медитации  используется  для  трансформации  дыхания  и  внутренней  энергии.  Этот  вид  медитации  трудно  практиковать.  Необходимо  следить ,  чтобы  не  было  искусственной  подмены  ощущений.  Медитацию  следует  практиковать  под  руководством  наставника.

Метод собирания и циркуляции духовного света

В  этом  методе  две  стадии:  собирание  духовного  света  и  его  циркуляция.  Прежде  чем  практикующий  сможет  собрать  и  привести  к  циркуляции  духовный  свет,  он  должен  его  породить  и  развить.  Под  духом  здесь  имеется  в  виду  изначальный  дух  (юань  шень),  то  есть  Бессмертный  зародыш,  поэтому  данный  метод  применим  лишь  на  продвинутых  этапах  занятий  внутренней  алхимией.  Чтобы  появился  изначальный  дух,  необходимо  укротить  познающий  дух  (ши  шень).  Это  непослушный,  аналитический,  планирующий  ум,  схематизирующий  реальность.  Он  привязан  к  мирским  вещам  и  повинен  в  резких  колебаниях  настроения,  которые  мешают  нам  узреть  дао.  Чтобы  культивировать  изначальный  дух,  нужно  сначала  победить  познающий  дух,  а  затем  использовать  его  для  того,  чтобы  помочь  развитию  изначального  духа.  Одновременно  практикующий  должен  приготовить  свое  тело  для  зачатия  Бессмертного  зародыша.  Для  этого  нужно  укрепить  скелетную  систему  и  повысить  ее  эластичность,  отрегулировать  все  функции  тела,  накопить,  сохранить  и  трансформировать  порождающую,  жизненную  и  духовную  энергии.  Прежде  чем  появится  изначальный  дух,  необходимо  завершить  начальные  и  промежуточные  стадии  внутренне-алхимической  работы.  Когда  Бессмертный  зародыш  зачат,  рождается  изначальный  дух.  Сначала  его  свет  тускл;  практикующий  ощущает  его  присутствие  очень  смутно.  Когда  изначальный  дух  полностью  разовьется,  практикующего  омывает  золотой  свет.  Затем  он  собирает  свет,  исходящий  от  тела,  и  направляет  его  внутрь.  Со  временем  этот  свет  делается  менее  слепящим,  становясь  лучезарным,  но  мягким.  Это  значит,  что  наступило  время  приступить   к  циркуляции  света.  Сначала  циркуляция  происходит  по  установленным  каналам.  Внутри  тела  свет  циркулирует  по  меридианам,  снаружи -  струится  вокруг  практикующего.  На  продвинутой  стадии  циркуляция  уже  не  связана  с  каналами,  а  охватывает  все  тело,  распространяясь  по  нему,  словно  дым.  Она  происходит  и  вне  тела;  в  результате  практикующий  чувствует, что  его  окружает  рассеянный  золотой  свет.

Метод втягивания света внутрь

Применяется  на  продвинутых  уровнях  духовного  развития.  Когда  внутренне-алхимическая  основа  создана  и  изначальный  дух  развился,  практикующий  использует  эту  медитацию,  чтобы  вынашивать  Бессмертный  зародыш.  Ощутив  во  время  медитации,  что  вокруг  него  струится  свет,  практикующий  собирает  его  в  три  области.  Верхняя  область  локализована  в  зоне  между  глаз,  верхний  даньтен  или  Сокровенная  полость.  Нижняя  левая  область  находится  в  левом  глазу,  нижняя  правая  -  в  правом  глазу.  Благодаря  этому  свет  солнца,  луны  и  звезд  соединяется  с  внутренним  светом,  и  барьер  между  внутренней  вселенной  практикующего  и  внешней  вселенной  (космосом)  разрушается.  Когда  свет  входит  в  практикующего,  его  тело  становится  невесомым,  а  ум – пустым  и  ясным.  Когда  кости,  мышцы,  сухожилия  и  внутренние  органы  наполняются  светом,  их  начинает  питать  изначальная  энергия  самого  дао.  Тело  и  ум  возрождаются,  и  практикующий  в  экстатическом  блаженстве  сливается  с  вневременным,  недифференцированным  состоянием  дао.

Метод возвращения к Прежнему Небу

Метод  делится  на  семь  этапов,  каждый  из  которых  связан  с  концентрацией  на  определенной  области  и  ее  трансформацией.   Концентрироваться  на  них  следует  в  таком  порядке:

  1. Нижние  врата .  Эта  полость  расположена   на  четыре  пальца  ниже  пупка.
  2. Нижний  даньтен   (ци  хай).  Эта  полость  расположена  на  два (полтора) пальца  ниже  пупка.
  3. Задняя  полость – Врата  жизни  (минь  мень). Она  расположена  на  пояснице.
  4. Средний  дантен  или  Желтый  дворец.  Расположен  в  солнечном  сплетении.
  5. Верхний  дантен  (ин тан) -  расположен  между  глаз.  Проработка  полостей  с  первого  по  пятый  пункт  используется  для  открытия  Микрокосмической  орбиты.
  6. Нижняя  полость  -  Бурлящий  родник  (юн цюань).  Эта  полость  расположена   в  подошве  ноги.  Если  практикующий  завершил  этот  этап,  Макрокосмическая  орбита  открыта.
  7. Сокровенные  врата.  Они  называются  также  Вратами  Прежнего  Неба,  Вратами  Беспредельного  (у  цзи),  а  также  Изначальной  полостью.  Эта  полость  не  имеет  формы  и  не  существует,  пока  практикующий  не  достиг  седьмой  стадии.  Она  материализуется  лишь  после  зачатия  изначального  духа  и  является  вратами,  которые  ведут  к  единению  с  дао.

Первые  шесть  стадий  медитации  связаны  с  формой  (полости  служат  объектом  концентрации)  и  действием  и  называются  медитацией  Последующего   Неба,  соответствующей  состоянию  после  разделения  Неба  и  Земли,  поскольку  при  этом  практикующий  работает  с  телом  и  сознанием,  отделенными  от  Дао.  На  седьмом  уровне  практика  уже  не  привязана  ни  к  форме,  ни  к  действию.  Седьмую  полость  нельзя  локализовать,  точка  концентрации  на  этой  стадии  отсутствует.  Седьмой  уровень  называется  медитацией  Прежнего  Неба  и  соответствует  состоянию  до  разделения  Неба  и  Земли,  поскольку  на  этом  этапе  адепт  работает  с  телом  и  умом,  которые  соединились  с  дао. Допускается  сидячая  поза  со  скрещенными  по-турецки  ногами,  позы  «полулотоса»  и  «полного  лотоса».  Предусмотрены  также  специальные  положения  рук,  в  том  числе  положение  с  ладонями  на  коленях и  складывание  кистей  рук  таким  образом,  чтобы  получился  символ  тайцзи.